Весенний мотоцикл и лестница в небо. Из серии «Русское»

900x700 мм, холст, масло. №901Д

Картина Дмитрия Кустановича «Весенний мотоцикл и лестница в небо». Из серии «Русское»

Диапазон тем, к которым обращается Кустанович, действительно широк и разнообразен. Даже работая в таких привычных жанрах как пейзаж или жанр бытовой живописи, художник умеет найти интересные мотивы и применить новые ракурсы для изображения обыкновенных, на первый взгляд, предметов. В картине «Весенний мотоцикл и лестница в небо» объектом изображения становится угол заднего дворика деревенского бревенчатого дома, где стоит мотоцикл, а к забору прислонена самодельная лестница. Картина запечатлевает тот особый переходный период, когда повсюду еще лежит снег, но в воздухе уже чувствуется аромат весны, и, невольно начинаешь грезить о красочном лете.
По словам самого автора, это полностью реалистичный сюжет, увиденный в одной из российских деревень. Каждое бревнышко, каждая досочка, любимый мотоцикл хозяина скромного жилища и лестница, прислоненная к забору – все так и было, ничего не придумывалось специально, сюжет будто ждал художника. Тем удивительней, насколько символичным он оказался.
Художественный образ выявляет интересную взаимосвязь между «главными героями» картины – мотоциклом и деревянной лестницей. Мотоцикл понимается как средство, пробуждающее инстинктивные чувства, энергию и желание жить. Сам художник говорит: «Мотоцикл для селянина – это его свобода, его мечта, тот вожделенный предмет, о котором он мечтал всю зиму. Завести и умчаться. Это его крылья. Это предмет, которому он отдает значительную часть времени (собирая, разбирая, ремонтируя его). Он старый, вышедший из моды, но очень досмотренный. Он дорог ему».
Рядом с мотоциклом появляется образ лестницы. Лестница–лествица – один из традиционных образов христианской картины мира. В данной работе нельзя говорить об образе лестницы в контексте религиозной символики, но основной смысл этого символического образа – мотив восхождения, здесь присутствует. Лестница написана так, что зритель не может в буквальном смысле, видеть, где она заканчивается и в его восприятии она становится бесконечной, уводящей взгляд за пределы холста, заставляя включить воображение. Картина построена на сопоставлении вертикальных и горизонтальных линий, однако, вертикальное направление все же доминирует.
В произведении выявлено метафорическое противопоставление образов: мотоцикл – это нечто мирское, окрыляющее, но не возносящее, а лестница – это образ духовного возвышения. Их соединение – метафора выбора, который стоит перед человеком – прилепиться к земному или задуматься о вечном. Образ мотоцикла отсылает к движению, но движению по горизонтали (символ земного), лествица – к движению по вертикали, напоминая о необходимости духовного возвышения, она становится символом восхождения души. Метафора бренности земного и телесного также выявлена в картине через изображение колотых бревен.
В эстетике этой работы сразу узнается русская любовь к празднику, радостное и трепетное настроение при встрече весны, которую в силу климатических особенностей приходится долго ждать. Приход весны осмысляется как необыкновенное время, когда русская душа буквально расцветает и пробуждается. Однако весной также начинается период Великого Поста и Пасхи, время молитв, служб, духовных подвигов и телесных ограничений. Сюжет этой картины о весне как о времени праздника, но – какого? Праздника личного, развеселого или скромного праздника духовного торжества, когда нужно отринуть земное и задуматься о вечном… Безусловно, художник не стремился придать образу назидательный характер, напротив, в нем читается восхищение человеком, его способностью радоваться каждому дню, и глубокое личное понимание сложной гаммы человеческих переживаний.
Один из излюбленных приемов Кустановича – одушевлять неживые предметы и окружающее пространство. Природа и окружающая среда никогда не изображаются пассивными. Пространство всегда наделяется собственной энергией и темпераментом и имеет способность оказывать воздействие на предметы. Природа и окружающий мир представляются художнику не в качестве «декораций», но видятся как особая материя, наделенная собственной силой и имеющая характеристики живого объекта. В пространстве картины все становится одушевленным. Энергийность среды создает особое чувство наполненности произведения богатыми духовными переживаниями.
Мотоцикл изображен почти прямо по центру картины и в его облике есть какие–то почти неуловимые черты, которые одушевляют этот объект. Художник выявляет в нем характеристики, несвойственные этому «тяжелому» предмету в реальности – легкость, грациозность, изящность, а также, выбирает интересный ракурс, который сообщает ему сходство с живым созданием – стрекозой или бабочкой. В картине отражено наивное мироощущение, чувство детской радости и какой–то особой, наивной взволнованности.
Колорит картины – холодный, морозный, построенный на сопоставлении холодных оттенков, даже теплые цвета спектра приобретают холодный тон. Это ранняя весна, скорее даже предвкушение весны. На земле, доме и заборе плотным покровом лежит снег. Под лучами солнца он искрится всеми оттенками радуги, рождая ощущение свечения многочисленных разноцветных лампочек. Цвет здесь вновь становится светоносным, краска «горит» ослепляющим светом, превращая мотоцикл в какой– то драгоценный сувенир, а весь образ в целом в сверкающую мозаику или, по словам художника, в детскую раскраску.
Как и во многих работах Кустановича нижняя часть холста демонстрирует наиболее «фактурную» живопись, что становится своеобразным фирменным знаком художника. Кроме того, этот прием позволяет наделять образы особым торжественным настроением, придавать им репрезентативный характер, так как красочный аккорд звучит громким вступлением к главному образу. Эта праздничная атмосфера появляется даже в образах, изображающих на первый взгляд будничные сцены. В отличие от большинства других работ, эту картину художник писал, используя кисть, а не мастихин, что придало произведению ощущение легкости и ясности, однако, излюбленному приему художник не изменил. Пространство буквально выкристаллизовывается на глазах зрителя, чистые спектральные цвета уподобляют полотно палитре красок и это многоцветие воспринимается как метафора полноты бытия.
Окружающая среда предстает динамичной и живой, знакомый уголок за домом вдруг становится каким–то особенным и приобретает необыкновенное очарование. Пуантиль создает ощущение подвижного пространства и заснеженный дворик становится ареной для настоящего представления красок.
Картина естественным образом вписалась в серию «Русское» и стала ее настоящей жемчужиной. Это то «русское», которое не очевидно, которое скорее о внутреннем мире каждого русского человека, его переживаниях и вечных вопросах.

Искусствовед, преподаватель СПбГУП Дроник М.В.