Трактор на рассвете. Из серии «Русское»

1000x1200 мм, холст, масло. №905

Картина Дмитрия Кустановича «Трактор на рассвете». Из серии «Русское».

Понимание любого произведения искусства невозможно без эмоционального сопереживания автору по отношению к объекту изображения. Иногда то, что мы «считываем» рациональным зрением, не позволяет проникнуться идеей произведения, постичь его глубинный смысл. Очень важно смотреть «умозрением», входить в художественное пространство произведения и пытаться ощутить сопричастность образу. Важно понимать, что сюжет картины и идея картины – разные понятия. Нередко сюжет раскрывает только верхний «смысловой слой» образа, а более глубокие требуют эмоционального осмысления и напряженной духовной работы. Картина Дмитрия Кустановича «Трактор на восходе» – пример произведения, где сюжетная канва – изображение момента деревенской повседневной действительности является ориентиром, точкой опоры, от которой нужно отталкиваться, чтобы понять скрытый смысл произведения и ощутить подлинную глубину его эмоциональной палитры.
Центральный образ произведения – материальный предмет, объект неживой природы – трактор, изображен на фоне неба утопающим в высокой и густой траве. Очевидно, картина тяготеет к пейзажному жанру, но в ней также присутствуют элементы бытовой живописи и натюрморта. В данном случае, разрешение проблемы жанра, приблизит нас к более полному пониманию образа.
Если жанр пейзажа вынужден традиционно обходиться без человека, то в бытовом жанре его присутствие обязательно. Несмотря на то, что в пространстве данной картины человека нет, его присутствие ощущается достаточно отчетливо. Нельзя сказать, что это конкретный человек, сложно представить его индивидуальные черты, скорее он видится обобщенно и его образ в нашем сознании складывается на основе знания художественных приемов автора. Можно легко представить, что он находится перед трактором, и, вдыхая свежий воздух, наслаждается тишиной и покоем в преддверии нового трудового дня. Возможно, с его точки зрения мы и смотрим на картину (об этом также говорит сверхкрупный первый план, который предполагаемый человек видит максимально близко). Таким образом, каждый, кто находится перед произведением, становится этим человеком, начиная ощущать сопричастность отраженному в картине миру и его значимость. Так, изображение приобретает фундаментальное звучание, наполненное при этом лирическим смыслом.
Мнение о присутствии здесь элементов жанра натюрморта, основывается на том, что ключевой темой этого жанра является осмысление понятий жизнь – смерть на предмете изображения объектов живой и неживой природы. В рассматриваемом произведении диалектика этих понятий (жизнь – смерть, внешнее – внутреннее) отражается посредством изображения трактора (неодушевленный предмет), «живой» природы и предполагаемого человека. По аналогии с голландскими натюрмортами, где скорлупа ореха отсылает к телесной оболочке, а сам орех означает душу, образ трактора может быть трактован как «внешняя оболочка» (т.е. при этом как часть самого тракториста), а человек – духовное начало. Человек воплощает дух, он и есть душа этого произведения, все отсылает к его образу. В то же время и внешняя оболочка – трактор несет в себе характеристики вечного, неизменного и одухотворенного. Здесь также реализуется мотив причинно-следственной связи, имеющий исключительное значение для натюрморта: если изображается вещь, она имеет отношение к человеку – конкретному или к человеческому бытию вообще (это также справедливо и по отношению к бытовому жанру).
Следует заметить, что Кустанович избегает критического взгляда на действительность, но стремится к акцентированию лирико-поэтического настроения. Несмотря на безусловную близость традициям живописи передвижников, художник не склонен к выявлению обличительных тенденций, предпочитая утверждать образы светлые, ясные и значительные в своей простоте.
Фактура данного произведения, как и в любом произведении Кустановича, оказывает исключительное влияние на образ. Поверхность земля обозначена частыми и глубокими вертикальными мазками, которые как бы визуализируют звуковой эффект, производимый словами ТРактор, ТРава, ТРуд. Фактура первого плана, создающая эффект «дребезжания», уравновешивается гладкой фактурой фона. Энергичное движение по вертикали от поверхности земли компенсируется горизонталью неба, выполненного в акварельных розово– голубых тонах. С точки зрения композиции, мягкий фон призван облегчить «сложное» звучание живописи первого плана и выявить сопоставление земля – небо. Именно сопоставление, а не противопоставление. Земля и небо выступают как равноценные части гармоничного мира. Земля дает жизнь, небо – одухотворяет. Ритмическое начало, выявленное движением тянущихся к небу стеблей, нельзя назвать механистичным, напротив, оно создает ощущение видимого естественного роста всего живого. Стебли на фоне неба – очень поэтичный и лиричный образ: растения как свечки, как люди, которые тянутся к свету, к небу, к Богу. Характерной особенностью композиции является отсутствие «кулис», создающее ощущение бесконечного пространства, бескрайнего простора. В то же время, четко выявлен центр, который естественным образом концентрирует взгляд. Выявление центра отражает стремление к монистскому осмыслению сущего, поиску единства, гармонии и божественного начала в мире.
Важно, что и трактор, и окружающая его среда имеют одинаковое значение. Все находится в единстве, в гармонии, умиротворении. Одна из ключевых идей образа – идея одухотворенности труда, его облагораживающей силы и благословенности. Гармония и покой природы осмысливается как божественная благодать и награда за труд.
Произведение монументально по своим образным характеристикам и требует длительного всматривания, углубления в смысловое и эстетическое звучание живописи. Сама живопись одновременно подчеркивает духовный смысл произведения и в то же время уводит взгляд искушенного зрителя в почти беспредметный мир красок. При «абстрагированном» всматривании в произведение можно увидеть букву Т, которая повторяется несколько раз и варьируется в масштабе. Такой эффект создает фактура, а также, композиционные особенности – соединение множества вертикалей и горизонтали неба. Кроме этого, буква «О» читается в форме колес, «Д» – в абрисе самого трактора, «А» – в форме окон, «Рассвет» звучит в протяженной линии горизонта. Воспроизведение изобразительными средствами звуковых эффектов является очень выразительным художественным приемом. Так вновь восстанавливается органическая связь живописи и слова, выявляется их общий духовный контекст.
Описанное выше композиционное решение не только позволяет усилить эффект восприятия, воспроизводя изобразительными средствами звук «ТРРРР», присутствующий в словах «трактор», «труд», «трава» но и имеет глубокое символическое значение. Т – это Тау – крест, крест – распятие. Безусловно, речь не идет о буквальном воспроизведении религиозной темы, но о том, что она составляет подтекст произведения, создавая дополнительный смысловой слой. Благодаря этому происходит как бы узнавание глобального, всеобъемлющего смысла, универсальной духовной идеи в отдельном образе.
Главный парадокс, который заключает в себе рассматриваемое произведение (настоящее произведение искусства по определению парадоксально) – это совмещение таких характеристик и качеств как лиричность и монументальность, поэтичность и лаконичность, фундаментальность.
Целью художника было отнюдь не запечатление характерной сцены из жизни деревенского жителя, но создание универсального образа, в котором закодировано особое эмоциональное отношение к действительности. Прозаичный, на первый взгляд, мотив, оказывается способным вместить глубокое содержание. Образ трактора воспринимается здесь как многозначный символ и носитель сакрального смысла.

Искусствовед, преподаватель СПбГУП Дроник М.В.