Рыбацкие лодки. Оттепель

1000x900 мм, холст, масло. №824

Картина Дмитрия Кустановича «Рыбацкие лодки. Оттепель». 

На мой взгляд, данная работа заслуживает отдельного разговора и должна быть выделена среди всех замечательных картин автора. Дело в том, что в рассматриваемом произведении художник выходит за рамки своей концепции, задает новый вектор развития живописной мысли, поднимает в своем творчестве новые темы и создает новую проблематику. Отказываясь на время от изображения фрагментарной, ускользающей действительности, Кустанович приходит к созданию вневременного характера образа. Не впечатление, но открытие, точнее «откровение» находит выражение в данной работе. Рассматриваемый пейзаж — повествование не о природе, но о человеке. Это не воспроизведение «натуры», но ее эмоциональное осмысление, универсальный символ, выражающий идею бытия человека в мире. Здесь нет изображения человека, но есть мысли о нем.
Анализируя содержательный аспект произведения, сразу приходишь к осознанию присутствия в данном образе религиозного контекста. Посредством изображения трех освещенных ярким солнцем лодок на тающей поверхности земли актуализируется идея духовного движения. Сложная метафоричность образа, связанная с символикой изображения лодки отсылает к христианским изобразительным традициям, где лодка является символом церкви, т.е. пути к спасению («корабль» — navis в переводе с латинского — «неф» — часть храмового интерьера). Образ лодки также тесно связан с образами рыбаков, к числу которых принадлежали некоторые апостолы Христа. Ассоциативный ряд — лодка — церковь — апостолы — Христос вновь подводит нас к интерпретации с точки зрения поиска сакральных смыслов.
Композиционная выразительность картины достигается за счет контрастного сопоставления ближнего и дальнего планов. Дальний план с изображением тонких деревьев в туманной дымке — почти монохромный, воздушный, «идеальный» — написан более гладко, создается ощущение работы пастелью. Ближний план представлен фактурной, «зыбкой» поверхностью, созданной россыпью дискретных мазков, передающих энергию кисти художника. Первый план — своеобразный пролог, «первичный хаос» живописных единиц, из которых рождается изображение. Такой прием также позволяет выразить идею постепенного преображения, оттепели, когда сквозь ледяную поверхность начинает просвечивать красочная ткань земли и пробиваться первые растения. Оттепель — это обновление, возрождение, воскрешение, надежда. Теперь становится очевидным глубинный смысл произведения — брошенные рыбацкие лодки, застрявшие во льду, могут быть соотнесены с человеческими душами, получившими надежду на спасение. Мотив обновления и перерождения сочетается с мотивом преодоления. Лодки устремлены в одном направлении, которое кажется неизбежным, что рождает метафору жизненного пути.
Оттепель — это также некий переходный период, граница между двумя сезонами. Отсюда — принцип контраста в композиции. Благодаря высокой линии горизонта, которая служит границей двух планов, создается впечатление «опрокидывающегося» пространства. Такой прием позволяет создать эффект активного взаимодействия произведения со зрителем, пространства художественного и пространства реального. Линия горизонта кажется немного округленной, создавая впечатление действия «на краю земли».
Как и во многих работах художника «внешняя» ритмичность не противоречит внутренней созерцательности образа. Динамичность диагональной композиции уравновешивается статичностью формата, стремящегося к квадрату.
Индивидуальный стиль Кустановича — один из самых узнаваемых. Это касается не только формальной составляющей, но и особого художественного видения. Одна из характерных черт художника — совмещение рационального подхода и поэтичного взгляда на мир.
Несмотря на широкий диапазон авторских методов Кустанович исключает возможность использования готовых решений, форма каждый раз как бы выбирается заново, согласуется с сюжетом, темой и мотивами произведения. Художнику чужды отвлеченная идея и «выдумка», изображая действительность, он прибегает к метафорам — содержательным и изобразительным. Простая форма нередко кодирует сложное содержание и подлинное эмоциональное переживание. На мой взгляд, уникальность рассматриваемой работы в том, что она является программной. В ней не только заключены все результаты авторских поисков предыдущих периодов творчества, но и намечены основы подходов будущей концепции. 

Искусствовед, преподаватель СПбГУП Дроник М.В.

Картина находится в частной коллекции