«Провинциальная весна». Из серии «Русское»

800x900 мм, холст, масло. №900

Картина Дмитрия Кустановича «Провинциальная весна». Из серии «Русское»

Мотив дороги в творчестве Дмитрия Кустановича встречается достаточно часто, и, во многом, это дань традиции. В русской живописи 19 века мотив дороги являлся одним из самых популярных. Изображение дороги осмыслялось как метафора жизни, человеческого пути, иногда – как символ судьбы русского человека. Чаще всего, в картинах русских художников звучание этих образов было минорным, реализовывались метафоры оставленности, неизвестности, мученичества и безысходности.
В картине «Провинциальная весна» Дмитрия Кустановича мотив дороги получает скорее оптимистичную окраску. Жизнеутверждающий характер произведения обеспечивается благодаря яркости колорита, построенного на сочетании чистых спектральных цветов, а также изображения движения по направлению к зрителю, а не от него. Видимость движения создается игрой красочных пятен и ассиметричностью композиции (в правой части картины изображен более крупный объект – машина, чуть дальше, в левой части – более мелкий – фигура идущей женщины).
Даже типично российское бездорожье, которое художник конца 19 столетия написал бы с особой внимательностью, волей художника превращается здесь в красочный звукоряд, а ярко– голубое, местами бирюзовое небо становится выразителем светлого мироощущения, спокойствия и безмятежности. Линия горизонта проходит чуть выше середины полотна, так, горизонталь земли уравновешивает горизонталь неба, что способствует созданию атмосферы умиротворенности и абсолютной гармонии. Кроме того, линия горизонта немного опущена в правой части картины, что создает ощущение реальной действительности, эффекта присутствия зрителя в пространстве образа.
Идеальная композиция всегда выглядит как единственно верное решение и создает иллюзию абсолютной естественности, однако, как правило, за внешней простотой стоит искусная режиссура художника, который моделирует пространство и задает курс нашего визуального восприятия. Лаконичность данной композиции концентрирует внимание на главном, не лишая при этом образ всей неисчерпаемой глубины смыслов, которые в нем присутствуют.
Кустанович пишет обобщенный, собирательный образ русской провинции, уютного городка с малоэтажными домами, большим количеством деревьев и кривыми дорожками улиц. Органичной частью пейзажа выступает и машина – старый УАЗик, небрежно припаркованный возле дома. Чуть поодаль – женская фигура. Ее образ дан художником почти схематично, тем более удивительно, насколько знакомым он кажется. В нем сразу читается что– то неуловимо русское – походка, одежда, платок. Угол дома, будто случайно попавший в композицию, создает ощущение уюта. Есть дом – значит, есть люди, значит, это не оставленный край, а чья– то малая родина, уютный провинциальный город, где жизнь течет размеренно и спокойно. Художник выявляет трогательные детали, свойственные жизни в русской глубинке, беззлобно и бесхитростно отмечая свидетельства неприхотливости крохотного городка.
В произведении присутствует также более глубокий смысловой подтекст. Очень последовательно, хоть и не явно художник отражает тему служения родине. Изображение старого УАЗика – ранее военной машины, а сегодня – старого транспортного средства селянина, отсылает к военной теме и вызывает в сознании соответствующий ряд понятий – армия, служба, долг.
Эмоциональное звучание образа – ощущение недосказанности. Все говорит о том, что «за кадром» присутствует нечто важное, то, что скрыто от наших глаз и то, что имеет исключительное и всеобъемлющее, глобальное значение. Этому восприятию способствует «завязка» сюжета с машиной – ее водитель вышел, возможно, зашел в дом и оставил нас наедине с «декорациями». Изображен тот момент в отсутствие какого-либо действия и повествования, который красноречивее всего рассказывает «историю», стоящую за образом.

В первую очередь, это картина о будничной жизни сельской глубинки, очень реалистический образ, основанный на наблюдениях автора. Однако необходимо обратиться к истории создания этого произведения, чтобы увидеть всю многогранность данного образа.
Картина точно воссоздает местечко в деревне Ошта на границе Ленинградской и Вологодской областей, где бывал художник. Здесь в годы Великой Отечественной Войны служил его дед, и погибло очень много русских солдат. Несколько лет назад художник совершил поездку по этим местам, во время которой делал многочисленные зарисовки и фотографии. Благодаря им родились такие картины, как рассматриваемая нами «Провинциальная весна», «Весенний мотоцикл и лестница в небо», и другие. Через эти работы чувствуешь подлинную историю того края и каким–то удивительным образом ощущаешь, что невидимой линией сквозь них проходит тема войны. Сам художник признается, что писал эту картину «с ощущением большой войны» и это ощущение определило глубокий внутренний реализм картины. Сегодня – это внешне ничем не примечательная провинция, здесь живут другие люди, но земля хранит воспоминания о войне. Благодаря этому создается впечатление, что время на картине будто остановилось или завязалось узлом. И тогда в одинокой женской фигурке невольно начинаешь видеть героический образ жены офицера, воевавшего здесь более полувека назад.
Возможно, пейзаж – любимый жанр русского зрителя, он воплощает в себе русскую душу, выражает все чаяния русского народа, через него мы постигаем себя, ощущаем свою национальную идентичность. В облике русской провинции с ее непритязательной красотой и особым очарованием скромности видится образ всей страны. Русский пейзаж (и пейзаж с элементами бытовой живописи) наверное, невозможно отразить посредством какого–либо другого метода кроме реализма, так как абстрагирование от натуры или попытка идеализации может лишить образ его поэзии, суть которой – в правде жизни.
Кустанович остается верен реалистическому методу, даже используя экспрессивные цвета, он не выходит за рамки задачи отображения реальности. Художник всегда находит ту форму, которая бы совпала с каждым конкретным сюжетом и добивается удивительного единства внешних и содержательных характеристик произведения. Достичь впечатления правдоподобности художнику помогает умение находить вдохновение в собственной жизни и личных впечатлениях, видеть исключительное в обыкновенном, совершенное и возвышенное в обыденном и повседневном.

Искусствовед, преподаватель СПбГУП Дроник М.В.