Традиции и Современность 2016, Москва

В течение шести дней, с 26 по 31 мая, в выставочном павильоне «Манежа» демонстрировались работы современных художников, приглашенных со всего мира организаторами Х фестиваля изобразительных искусств «Традиции и современность».
В этом году фестиваль «Традиции и современность» продолжил выполнять свою основную функцию – создавать единое культурное пространство для всех, кто причастен к миру искусства. Если в прошлом году фестиваль проводился под лиссабонским небом, то в этот раз решили, как и в предыдущие годы, использовать столичный «Манеж». Были приглашены более 400 художников из 40 стран, что, конечно, соответствует намерениям организаторов представить на своем фестивале максимальное количество самобытных, национальных традиций.
Для чего это нужно? Во-первых, такой подход расширяет вкусовые предпочтения публики. Возможно, что для любителей живописи, занимающихся коллекционированием, картина, представленная на фестивале, окажется по душе. Во-вторых, яркий художник, скованный региональными границами, именно на таких фестивалях способен расширить круг своих ценителей, встретиться с мировыми стандартами арт-рынка.
Тем более, что политика фестиваля направлена на то, чтобы предоставить площадку самым непохожим проектам, классическим и авангардным.
В этом можно было убедиться, лишь зайдя в «Манеж». В одном павильоне разместились живописные работы молодых художников и признанных метров, авторские инсталляции соседствовали с галерейными проектами, фотография – рядом с прикладным искусством. Все, что можно себе представить при мысли об актуальном искусстве, от причудливых конструкций с ироническими пустотами, которые обыгрывают саму технику экспозиции, до признанных публикой работ Александра Бурганова, мастера скульптурной техники. Помимо актуального искусства можно было встретить фактурные, насыщенные густой палитрой живописные работы Дмитрия Кустановича, одного из наиболее интересных и талантливых участников фестиваля. Картины «Галереи Кустановича» заметно выделялись своей оригинальной манерой и, кажется, вполне совпадали с общей концепцией фестиваля, а именно сочетанием традиций и уникальных, современных техник.
Праздник искусств, устроенный в павильоне «Манежа» собрал множество посетителей, что свидетельствует об интересе к проектам, разнопланово сочетающим в себе академическое и актуальное искусство. Это мероприятие продемонстрировало солидарность художников всего мира, чьи взгляды на природу, на окружающую реальность, не зависят от текущего политического момента.
Действительно, на десятом фестивале не было ни национальных, ни эстетических границ. Сами организаторы это неоднократно подчеркивали. Как отмечает Вера Киселева куратор фестиваля: ««Со всего мира все художники - на одной волне. Они – творческие люди. Есть же и новое искусство, и актуальное. Сейчас будем стараться делать это как можно больше и расширять площадку. И интереснее с разными тенденциями, чтобы люди могли понять разницу между традицией, современностью, между актуальным искусством и современным искусством».
Любопытно, что вместо заявленных 19 номинаций в итоге предложили 23, в связи с тем, что среди участников были представлены очень разные и по стилю и по содержательному наполнению работы. Куратор фестиваля Вера Киселева прокомментировала это так: «Жюри пришлось очень сложно, ведь наград у нас всего девятнадцать, а достойных кандидатов гораздо больше». В номинации живопись было вручено семь премий. Среди победителей: галерея «Риджина» за работу Алексея Каллима «Детский хор» галерея «Ханталаев» за работу Зоркито Доржиева «Дневник Джульетты».
Дело только Москвой не ограничится – организаторы планируют показать фестивальные работы и за рубежом. Как отмечает Вера Киселева: «Я надеюсь, что наш десятый юбилейный фестиваль поедет в Китай, Монако, Бразилию… - это те страны, которые готовы принять наш фестиваль к себе. Это говорит о том, что фестиваль будет активно развиваться и в дальнейшем».