Дмитрий Кустанович. Воодушевление

Еще немного ленинградского. 

В день памяти Александра Володина пересмотрел фильм «Старшая сестра». 

Раньше меня немного отталкивало отсутствие некой поступательности, которая определяла стилистический рисунок любого произведения. Это и понятно. Ведь любая неровность или скачкообразность, если она не обоснована творческим замыслом, мешала не только восприятию, но и становлению молодого художника. А я рос. 
Вместе с тем, меня это привлекало. Во-первых, я люблю Володина, во-вторых, мне интересно камерное кино, а точнее, ленинградское камерное кино, мне интересны творческие решения, которые замечательно воплотил Георгий Натансон в своей работе, мне интересна Татьяна Доронина. А еще мне интересна Наталья Тенякова.
Вспоминаю, как неоднозначно советским зрителем была принята Татьяна Доронина.
Вспомните, к примеру, общие выводы о странной игре, некой вычурности, перетягивании внимания, необоснованном придыхании, репликах и т.д... Все это мы проходили.
Отношение к работе Татьяны Дорониной для меня всегда было отношением не сколько как к замечательной актрисе, сколько к замечательному и в тоже время не многими замеченному образу. Образ, как бы вытянутый с века девятнадцатого и не дотянутый до двадцать первого. Нет, сегодня многие «ахают», но, к сожалению, по другому поводу.
«Ахнуть» надо от сердца, господа! От головы в нашем веке и «ахнуть» не получилось, и господами от головы стать также не получилось.
Удивительный образ. Образ жертвы.... Кстати, если вы помните, и такого рода жертвенность не совсем принималась советским зрителем на фоне последних пятилеток. Не наша.
А сегодня, наша?...

Кадр из фильма «Старшая сестра» (1966)

 Кадр из фильма «Старшая сестра» (1966)

Воодушевление.
Сцена Дорониной с Куравлевым у меня проассоциировалась с картиной Пикассо «Девочка на шаре». Там еще мужчина на кубе. Только на кубе в фильме сидел не квадратный здоровяк из прошлого, а аккуратный... «Адекватный» молодой человек из будущего.
Воодушевление.
Мне иногда казалось, что очень редкий в мире зритель сможет переживать воодушевление актера. Воодушевленно рассматривать воодушевление, как оказалось, намного занятнее. Кстати, внимательный зритель отметит, как Натансон подготавливал зрителя, начиная с ленинградских улиц. Начиная с адмиралтейских конструкций, а потом ленинградских улиц с ленинградскими магазинами. Как она красиво остановилась возле светлого пальто и красивых туфелек! Так могла остановиться только Татьяна Доронина!
Воодушевление.
Заработанное войной, детским домом, послевоенным бытом и недонесенное до нашего поколения. До поколения, которого материнским теплом и заботой ограждали от трудностей. Живите лучше нас. Живем... Воодушевляемся. Аккуратно. Комфортно.
Воодушевление.
Как же ты теряешься между неодушевленным.
Воодушевление.
Воодушевление.
Воодушевление...

Дмитрий Кустанович. Из серии «Городские дожди»

Дмитрий Кустанович. Из серии «Городские дожди», 40х50 см, 2022