Сегодня услышал, что планируют воссоздать институт благородных девиц. Если это не юмор, конечно. Тут же слово «благородных»... А ещё и девиц...
Не ругайте меня. Я не хочу смеяться, тем более пошлить. Сегодняшнее время и без меня с этим неплохо справляется. Конечно же, хочется увидеть своих внуков к свадьбе с благородными, и с девицами. И пусть это будет. И пусть даже за это надо платить, ведь за благородство и девичество всегда надо платить. А как иначе! Если не смогли своим примером, своим временем, душой, умом, знаниями, то, конечно же, надо платить не всегда благородными деньгами, в совершенно неблагородном времени и вряд ли благородным учителям. Хотя я не прав. Очень хочу быть неправым! Просто тоже хочу быть благородным.
В детстве дискутировали про «ненужный» урок труда. Вот мальчикам не так важно уметь закручивать розетку, они за свою «более важную» работу спрячутся. А девочкам, сколько ни учись, всегда в своей профессии жить на вторых ролях, всегда стоять на кухне.
Делятся. Считаются. Торгуются. Выгадывают. Прицениваются. Каждый день — базарный.
Подготовить княжну, готовую к возможным трудностям, за народные деньги, конечно же, можно. Даже диплом и чек выписать.
А вот благородным человека делают только гены, книги и окружение. В педагогике существуют три фактора, под влиянием которых происходит развитие человека: наследственность, среда и воспитание. Сегодня их объединяют в две большие группы — биологические и социальные факторы развития. Именно такой набор и мысль в глазах включает, и девичество сохраняет.
Всё потерянное сегодня необходимо нашей Родине. И образованные подтянутые офицеры, и благородные девицы. И только для того, чтобы отцами и матерями они стали благородными. Чтобы род стал благородным.
А религию, культуру, традиции изначально всегда сохраняло ещё и крестьянство. Там всегда лишения, дисциплина и, главное, — Вера.
А ещё — природа. Каждый день — природа. Каждую минуту — природа.
И — труд.
И утро доброе!
Дмитрий Кустанович. Утро, 80х110 см, 2025