Стиль «Пространственный реализм» и теория о трех модусах в творчестве Дмитрия Кустановича

Пространственный реализм – авторский стиль живописи Дмитрия Кустановича, в котором изображаемое в пределах одной плоскости и в рамках реалистического метода пространство за счет выразительных средств живописи приобретает эффект трехмерности и динамичности.

В статьях «Стиль живописи Дмитрия Кустановича – Пространственный реализм» и «Дмитрий Кустанович – основоположник Пространственного реализма. Эстетический идеал стиля Пространственный реализм Кустановича» был определен стиль живописи Кустановича, дано обоснование вышеупомянутому определению, а также описаны формальные и содержательные нормативы данного стиля.

В стиле пространственного реализма Кустановича воплотилось как индивидуальное, личностное, так и универсальное, «эпохальное», свойственное нашему времени.

К новаторским чертам стиля пространственного реализма можно отнести скульптурную пластичность фактуры и стремление к выявлению абстрактной сущности цвета. Эти особенности характеризуют творчество художника как современное и актуальное, выражающее особый дух нашего времени. В то же время, пространственный реализм демонстрирует очень личный взгляд художника, в нем отражается индивидуальный способ видения автора и его восприятие мира.

Все произведения художника несут на себе печать авторского стиля – пространственного реализма, но в рамках него появляется несколько отдельных формальных установок, регламентирующих структуру образов.

Условно произведения Кустановича можно разделить на несколько групп, каждая из которых реализует определенную идею, обладает своим образным ключом, некой суммой образно–эмоциональных характеристик и собственным композиционно–живописным решением. Можно сказать, что каждой из групп картин соответствует определенный модус (в философском понимании модуса как вида существования чего-либо, а также как средства передачи смысла). Модус – это понятие, близкое по значению понятию лада в музыке. Модус – это, в своем роде, «лад» живописи.

В творчестве Кустановича основных модусов – три: экспрессивно-декоративный, импрессионистский и созерцательный. Им соответствуют 3 типа произведений: «экспрессии», «импрессии» и «композиции». К первому типу работ, условно объединенному под названием «экспрессии», относятся картины из серий «Бабочки», «Стекло», изображения цветов, натюрморты, «крымские» этюды, «деревенские» и «дачные» этюды и другие. Это произведения, которые можно назвать «живописью жеста», в них цвет уподобляется звуку, а живопись - самому абстрактному из искусств - музыке. Произведения, написанные в этом ключе, являются своего рода отражением выразительных и ярких художественных эмоций. Лучше всего этот модус подходит для изображения динамичных процессов и жизни органической природы. Полет бабочки, цветы, тянущиеся к солнцу, брызги воды, блики солнечного света на воде – все трансформируется в гармонию красочных звуков живописного оркестра. На протяжении всего творческого пути художник находит новые темы для реализации в экспрессивном ключе, однако «Бабочки» стали своего рода визитной карточкой Кустановича.

Картина Дмитрия Кустановича из серии "Бабочки"

Ко второму – «импрессионистскому» модусу – относятся городские пейзажи и некоторые морские пейзажи, в которых выразилось спонтанное художественное ощущение автора. Объектом изображения здесь является город, его улицы, памятники и дома. Художник создает образ города, запечатлевая его в разное время года, суток, при разной погоде и при различном освещении, наблюдая, как изменяется его облик и характер. В произведениях серии «Под небом Северной столицы» морозный зимний петербургский воздух передается посредством холодного колорита и фактуры, будто имитирующей лед. В работах «Городские дожди» пятна темной краски с оплавленными контурами передают особое настроение пасмурного дня. Если в «экспрессиях» форма выражения становится доминантой и фактически формирует смысл образа, то в произведениях «импрессионистского модуса» целью художника становится запечатление особенного момента, преходящего, эфемерного, неповторимого. Нередко световоздушная среда, которой в произведениях этого модуса художник уделяет особое внимание, почти полностью растворяет первоначальный предмет или мотив изображения.

Картина Дмитрия Кустановича из серии "Городские дожди"

Если экспрессии – это музыка в красках, то импрессии – это поэзия. К импрессионистскому модусу можно также отнести работу «Местечковое утро», в которой одним из главных средств выразительности служит воздушная перспектива, а «туманность» композиции передает ускользающую прелесть того кратковременного, переходного времени суток, которое предвосхищает начало нового дня.

Картина Дмитрия Кустановича "Местечковое утро"

Примечательно, что и в импрессиях, и в произведениях экспрессивного модуса художник нередко отказывается от светотени, использует чистые, не усложненные ахроматическим спектром цвета, добивается ощущения оптического смешения цветов. Иногда провести четкую границу между этими «ладами» живописи достаточно сложно, потому что, так или иначе, создание образа – естественный и непредсказуемый процесс, подчас неподконтрольный даже самому художнику. Некоторые из картин автора обнаруживают причастность обоим модусам, синтезируя в своих образах все вышеперечисленные приемы.

Произведения, соответствующие третьему модусу, названы композициями. Эти работы в меньшей степени спонтанны по характеру образа, более традиционны (а иногда и консервативны) по форме и являются максимальной концентрацией всех мыслей и чувств автора, квинтэссенцией его мировидения. В них ощущается тяготение художника к выявлению ощущения закономерности, умиротворенности и гармонии. В таких работах как, например, «Весенний ручей», «Лесное утро», «Рыжий питерский кот», «Трактор», «Провинциальная весна», «Рыбацкие лодки. Оттепель» Кустанович стремится к ясной структуре образов и искусству, в определенном смысле величественному, но при этом отражающему ощущение естественного видения. Если в импрессиях объект изображения нередко подвергается «эфемеризации», то в композициях художник, напротив, представляет мир стабильным, упорядоченным и существующим по объективным законам мироустройства. Образ мира, отраженный в композициях Кустановича, – идеализированный, но при этом реалистичный. Это отражение образа видимого мира в индивидуальном сознании художника, где он приобрел черты идеального, совершенного и возвышенного.

Картина Дмитрия Кустановича "Весенний ручей"

Таким образом, каждая тема и каждое художественное ощущение автора находят свое выражение в рамках определенного модуса как некой нормативной образной системы. К каждому модусу художник применяет свой закон и принцип организации формы.

Выделение в рамках единого стиля нескольких «направлений» - модусов - позволяет художнику обращаться к необыкновенно широкому диапазону тем, сюжетов и мотивов, оставаясь при этом верным собственным представлениям о критериях художественности.

Генеральный директор Галереи Кустановича Татьяна Кустанович-Широкая

Искусствовед-консультант Майя Штольц