Этюдное творчество художника Дмитрия Кустановича

Для Кустановича характерно обращение ко множеству оригинальных формальных приемов, в его творческом методе синтезированы самые разные направления и стили, однако язык его образной системы обладает удивительной ясностью и лаконичностью. Работая в жанре пейзажа на протяжении долгого времени, художник нашел множество собственных ноу-хау, авторских приемов, позволяющих сделать образ более выразительным. Эта тема представляется уже достаточно хорошо исследованной, однако до сих пор за скобками оставалась тема важности этюдного творчества художника – его законченных графических работ и эскизов.

Поскольку работа в пейзаже предполагает постоянное совершенствование навыков пленэрной живописи, этюдное творчество художника заслуживает отдельного внимания и подробного рассмотрения.

Этюды и натурные занятия позволяют правдиво и живо воплотить образ природы, служат инструментом познания и изучения окружающего мира. В этюдах художника ощущается точность построения композиции, верность природе, проработанность деталей. Работа над этюдами сыграла большую роль в создании новаторского подхода к живописной передаче предмета в пространстве, ставшего основой для создания стиля пространственного реализма. Благодаря рассмотрению эскизов художника можно лучше узнать его личность, ведь эскиз – самое непосредственное в творчестве, то, что идет от сердца и почти не «редактируется» разумом. Кроме того, изучение эскизов дает информацию об истоках тех или иных мотивов и приемов в «больших», завершенных работах.

Анализ натурных набросков художника важен еще и потому, что художественный эксперимент художника связан, в том числе, и с вопросом передачи светотеневых эффектов, ощущения воздуха, проникнутого светом и наполненного движением. Именно в работе на пленэре рождается концепция передачи пространства и воздуха, формируется сам способ фиксации натурных явлений.

Рассмотрим несколько этюдов художника. Некоторые из них написаны в реалистичной манере (Этюд «Возвращение с рыбалки»), другие – с экспрессионистской решительностью («Этюды на Волге») и импрессионистской быстротой («Городской этюд» (Нижний Новгород)), третьи являют собой почти живописную абстракцию, с сохранением лишь небольшой «зацепки» для распознавания мотива («Морской прибой»).
Название этюда нередко отражает время года или дня, когда он был написан.

Как и в случае с картинами, художник нередко вводит в названия такие «уточняющие» слова, как «утренний», «весенний», «летний», «вечерний», «солнечный» - эти маркеры имеют особое значение для воспринимающего тот или иной образ. Они не только позволяют понять, в какое время и при какой погоде художник создавал произведение, но также «сверить» восприятие живописца с собственными представлениями. Названия работ всегда очень точно отражают суть образа, ведь каждая из картин серии обладает собственным настроением, собственными индивидуальными чертами образа, изображает момент, который больше не повторится и в силу этого становится уникальным.

Этюды действительно открывают для зрителя дверь в тайны создания произведения. То, что нашло отражение в этюде, не всегда находит свое место в картине, в которой художник стремится освободиться от всего случайного. В то время как задача этюда – изображение мгновенного, неповторимого.
Безусловно, у художника существует ряд приемов и средств для создания эффектного образа, но с течением времени появляются новые решения, и опытному зрителю всегда интересно сравнивать, сопоставлять пейзажи разных лет, наблюдая, как менялась манера мастера. Этюды в этом смысле являются уникальным материалом, они позволяют увидеть эволюцию восприятия художника, проанализировать его творческий путь.
Живопись на пленэре всегда имеет особое значение для любого пейзажиста.

Мастерство натурного наброска важно не менее умения работать в разных техниках и понимания воздействия тех или иных средств и приемов, поскольку без умения созерцать, «откликаться кистью» на красоту природы невозможно создание качественного произведения в жанре пейзажа.

Искусствовед Майя Штольц