Пространственный реализм – авторский стиль живописи Дмитрия Кустановича, в котором изображаемое в пределах одной плоскости и в рамках реалистического метода пространство за счет выразительных средств живописи приобретает эффект трехмерности и динамичности.
Пространственный реализм – это особый способ видения и восприятия окружающей действительности.
Дмитрий Кустанович, как основоположник этого стиля, предлагает особый метод «смотрения», а также новый метод осмысления мира и создает комплекс приемов, позволяющих найти адекватные средства для передачи авторских впечатлений в художественной реальности.
Пространственный реализм – это стиль, основанный на типе восприятия, который живописен по своей сути. В стиле пространственного реализма композиция, свет, краска и другие средства перестают служить исключительно для прояснения формы, но живут собственной жизнью. Это особый способ ориентации к миру, основанный на видении «в массах». Видение художника направлено не на детали, а на нечто общее, поэтому каждый отдельный элемент, частная форма и каждый отдельный мотив приводят к главному и единому целому. Художник не стремится к выполнению требования полной видимости, но скорее создает ощущение легкой недосказанности, благодаря которому каждый зритель может принять участие в творческой интерпретации образа.
Данная статья посвящена изучению такого средства художественной выразительности, как перспектива в контексте ее использования в рамках развития программы авторского стиля Дмитрия Кустановича.
Перспектива является одним из важнейших средств, она всегда имеет семантическое значение и формирует выразительность художественного образа. От перспективного построения во многом зависит образ пространства в картине и способ истолкования этого образа зрителем.
Мир, отраженный в картинах художника, предстает в самых разных образах – умиротворенных и динамичных, монументальных и лиричных, возвышенно–торжественных и камерных. Однако все эти образы имеют одну общую черту – они ориентированы на взаимодействие и диалог со зрителем. Не последнюю роль в достижении этого эффекта сыграло такое средство выразительности, как перспектива.
Изучение проблемы перспективы в творчестве Дмитрия Кустановича поможет приблизиться к пониманию метода и стиля художника в целом, а также позволит объяснить смысл произведений и дешифровать эмоциональное отношение автора к изображаемым объектам и явлениям. Рассмотрим, какие типы перспективы использует художник, и какими функциями он наделяет это средство в своих произведениях.
Тип прямой (классической линейной) перспективы – не единственный из используемых художником. Чаще всего линейная перспектива в произведениях Кустановича присутствует не в «чистом виде», а совмещается с другими способами построения пространства. Применяя правила построения классической линейной перспективы, художник никогда не доходит до холодного расчета, пространство всегда строится скорее по законам естественного смотрения, чем по примеру геометрической формулы. Примечательно, что художник нередко избегает пространственной схемы с центральной точкой схода линий перспективы, предпочитая смещать ее ближе к правой или левой части картины. Благодаря этому, композиция и образ становятся более естественными и динамичными. Однако в некоторых работах художник все–таки делает исключения. Акцент на центральной точке схода линий используется художником в произведениях, которым он стремится придать сложный, напряженный характер и в которых желает выразить богатую и противоречивую палитру чувств. В произведениях «Последняя дорога» и «Путник с собакой» центральная перспектива придает образам оттенок драматичности и экспрессии, а резкое перспективное сокращение становится метафорой быстротечности жизни. Построения с уходящей вдаль дорогой и человеком (чаще изображенным со спины) позволяют обнаружить одно из важнейших свойств прямой перспективы – ее способность становиться символом времени и создавать дополнительный смысловой слой произведения.
Картина Дмитрия Кустановича "Путник с собакой". Из серии "Русское", 600x700 мм, холст, масло, 2010г.
В работах с использованием прямой перспективы, но со смещенной точкой схода эффект драматичности сглаживается, характер образа приобретает легкость и непосредственность. Кроме того, Кустанович часто нивелирует эффект резкого удаления за счет использования активной фактуры, которая как бы «распыляет» пространство: теперь пространство – это не густой поток, устремленный вдаль к невидимой точке, а свободная и рассеянная субстанция.
Интуитивно понимая условность прямой (классической линейной перспективы), художник часто использует ее гипертрофированные формы и разновидности, например, так называемую, «лягушачью» перспективу, при которой точка зрения оказывается максимально низко. Этот тип можно наблюдать во многих дачных этюдах художника, например «Астры на моей даче», а также в картинах серий «Цветы и бабочки», работе «Осенние березы»(№723) и многих других.
Картина Дмитрия Кустановича "Астры на моей даче", 600x500 мм, холст, масло, 2013г.
Точка зрения художника почти не бывает неподвижной, поэтому линейная перспектива и ее формы не всегда могут отразить суть задуманного образа. В том случае, если художнику требуется, чтобы картинная плоскость создавала эффект постоянного движения, Кустанович обращается к «экспериментальным» типам перспективы. К ним можно отнести сферическую и перцептивную. Законы этих типов перспективных построений в большей степени соответствуют законам естественного человеческого восприятия и могут подстраиваться под замысел художника.
При использовании сферической перспективы пространство картины становится чашеобразным (местами выпуклым или вогнутым). Тип сферической перспективы художник использует в картинах «Котенок на снегу», «Натюрморт с виноградом», «Деревенский этюд» (№ 928, № 914), картинах из серии «Зимний этюд в деревне», «Майский сад», «Домик на холме» и т.д. Этот тип соответствует художественной установке Кустановича в произведениях, отличающихся очень личным характером образа, где сферическая перспектива – символ микрокосмоса, «малого», личного пространства художника.
В картине «В небе над Благовещенской церковью» также использована сферическая перспектива: все пространство картины приобретает форму полусферы или купола, центральной осью которого становится сам храм. При этом композиционно акцентируется внимание на движении по вертикали. Посредством выбранной перспективы и композиции художник как бы воплощает идею спасения через веру.
Картина Дмитрия Кустановича "В небе над Благовещенской церковью. Александро-Невская лавра", 1000x1000 мм, холст, масло, 2012г.
Однако сферическая перспектива может быть использована в противоположном символическом значении: она способна кодировать ощущение катастрофы глобального характера, а также становиться способом выражения «космичности» пространства, особого видения мироздания, раздвигающего границы самой пространственности. В работе «Под весенним небом войны» сферическая перспектива способствует созданию атмосферы напряженности, становится символом тревоги исторического масштаба. «Аномальность» «падающего» неба уравновешивается «аномальностью» земли, мир предстает охваченным ужасом катастрофы. Здесь также интересен «подтекст»: изображая эпизод войны, одного человека, оказавшегося в эпицентре, художник крупным планом показывает глобальный ужас. Название картины, в котором фигурирует слово «весенний», придает дополнительный оттенок образу: слово «весенний», традиционно ассоциирующееся с чем-то радостным и звонким, в данном контексте (будучи сопоставленным со словом «война») настраивает зрителя на еще более драматичное переживание произведения.
Многие произведения совмещают в себе несколько типов перспективного построения. В некоторых работах художника линейная или сферическая перспектива сочетается с элементами перцептивной перспективы (способ построения пространства, основанный на понимании механизма естественного смотрения, учитывающий особенности зрительного восприятия мира человеком, связанные с бинокулярностью его зрения). Первый план художник также нередко пишет в аксонометрической проекции, создающей эффект опрокинутого пространства. Одним из фирменных авторских приемов кроме этого является применение резких перспективных сокращений.
Важно отметить, что художник строит пространство не только с помощью формул различных типов перспективы, но моделирует его с помощью цвета, фактуры, светотени и композиции, которая может создавать видимость удаления. Кроме того, художник мастерски воздействует на зрителя, добиваясь требуемого эффекта, при помощи безошибочно выбранных ракурсов, точно найденного мотива и высоты горизонта. Последний фактор – высота горизонта – является решающим средством воздействия на зрителя во многих работах художника.
В сочетании с крупным первым планом или аксонометрической перспективой высокий горизонт (в таких произведениях, как «Зимой на окраине деревни», «Лодки в Балаклаве», «Осенний день в Карелии») создает эффект панорамы и бесконечного пространства.
Картина Дмитрия Кустановича "Лодки в Балаклаве". Из серии "Крым", 700x800 мм, холст, масло, 2009г.
Низкий, иногда даже остающийся за пределами полотна, горизонт (особенно в сочетании с «лягушачьей» перспективой) придает монументальность объектам первого плана. Он применен в картинах серии «Под небом Северной столицы», в произведениях «Осенний ветер» и «В небе над Благовещенской церковью».
Средний горизонт Кустанович использует в образах, передающих впечатление исключительной гармонии. Симметрия неба и земли становится метафорой абсолютного покоя, безмятежности и символом упорядоченности мира («Июльское поле», «Дорога на рассвете»).
Кустанович также нередко использует контраст крупного первого и удаленного заднего планов, что также служит дополнительным средством создания глубины, например, в таких произведениях, как «Поздней осенью в Карельском лесу» и «Карельская тишина».
Картина Дмитрия Кустановича "Поздней осенью в Карельском лесу", 600x700 мм, холст, масло, 2015г.
Проблема выбора перспективы всегда остро стоит перед художником, особенно художником современным. Перспектива становится одним из ключевых средств для передачи образа бесконечно трансформирующегося, динамичного и многоликого современного мира. Перспектива является чуть ли не главным средством выразительности в пейзажном жанре, наделяя пространство новыми характеристиками.
Важно подчеркнуть, что в стиле «Пространственный реализм» роль перспективы очень значительна. Для стиля, работающего над проблемой отражения пространства, возможности перспективы представляют особый интерес. Дело не только в том, что при помощи перспективы можно систематизировать пространство картины, но в том, что она также является средством отражения эмоциональных переживаний и может выступать в качестве символа.
Синтезируя собственные впечатления, художник создает собственную реальность: не просто копирует натуру, но представляет свою интерпретацию пространства, ее транскрипцию на плоскости.
Для отражения образа окружающего мира необходимо использовать новые перспективные построения, комбинировать и совмещать разные типы, и самое главное – уметь выявлять экспрессивные возможности каждого. В произведениях Кустановича присутствует та степень условности формальной схемы, которая позволяет увидеть не только работу ума, но и воодушевления сердца.
Искусствовед Майя Штольц