Дмитрий Кустанович – основоположник «Пространственного реализма». Эстетический идеал стиля «Пространственный реализм» Кустановича

Чтобы лучше понять формулу эстетического идеала стиля пространственного реализма Дмитрия Кустановича, необходимо воспользоваться ставшей классической методологией В.П. Бранского и определить формальные и эстетические нормативы этого стиля.

Пространственный реализм – авторский стиль живописи Дмитрия Кустановича, в котором изображаемое в пределах одной плоскости и в рамках реалистического метода пространство за счет выразительных средств живописи приобретает эффект трехмерности и динамичности.

Кажется, что почва для появления стиля «Пространственный реализм» была подготовлена искусством двух предыдущих столетий. В отношении формы прочитывается влияние французской живописи импрессионизма, постимпрессионистического направления и модернизма, однако, в отношении содержания, искусство Кустановича апеллирует скорее к отечественной реалистической школе живописи конца XIX столетия. Философская база этого стиля была сформирована посредством обращения к самым разным, подчас спорящим друг с другом явлениям художественной жизни, и этим также определяется ее уникальный и неповторимый характер.

Пространственный реализм как индивидуальный стиль художника не предполагает строгой регламентации, но отражает особый способ видения автора. Пространственный реализм – это живописная «романтическая поэзия», которая, тем не менее, имеет собственные воззрения относительно средств и способов создания художественного образа. Прежде чем перейти к отдельному рассмотрению формальных и содержательных основ пространственного реализма, попробуем дать общую характеристику этого стиля.

«Романтизм» этого стиля проявляет себя посредством выбора сюжетов, а также посредством наделения исключительно значимой ролью таких средств выразительности, как фактура и цвет, и сообщения качественно новой роли самому живописному пространству. Пространство в картинах Кустановича имеет собственный характер, оно не просто доминирует над предметами, но определяет сам набор претендующих на изображение объектов. По законам пространственного реализма первоначальный предполагаемый мотив может быть изменен, вместо задуманного, к примеру, морского пейзажа, появится изображение неба, а вместо морского судна – воздушное.

Художник стремится воспроизвести естественные зрительные впечатления, не утратив при этом ощущения композиционной ясности и порядка. Равновесие и гармония сочетаются в стиле пространственного реализма с ощущением энергии и динамики. Кустанович чередует направления мазков таким образом, что плоскость картины превращается в живую материю, из которой на глазах художника вырисовывается определенный предметный образ или явление. Художественное пространство само рождает предметы, процесс подсказывает дальнейшие действия, и, всматриваясь в рождающийся образ, художник помогает ему проявиться. Пространственный реализм не предполагает дистанцирования от реальности, но исследует возможности передачи образа видимого мира.

Одной из характерных черт стиля пространственного реализма также является способность живописи инспирировать новые образы уже в сознании зрителя. В качестве примера можно привести работу «Сросшиеся деревья». Здесь художник уделяет особое внимание текстуре древесной коры, тщательно выписывая ее шероховатую, грубую поверхность, замечая каждую неровность. Художник так близко приближает «объектив» и дает изображение настолько крупным планом, что в углублениях и неровностях коры начинаешь невольно видеть рельеф земли, а стволы двух деревьев вдруг становятся отвесными скалами, в просвете между которыми виднеется холодное белое небо. Тем самым художник выявляет некие общие закономерности, структуры, формирующие облик видимого мира.

Посредством использования авторской техники наложения краски и получения особой фактуры изображения художник добивается того, что пространство в его произведениях приобретает экспрессивно-психологическую функцию и оказывает на зрителя необычайно суггестивное воздействие. Важно отметить, что Кустанович умеет мыслить как крупными, монументальными формами, создавая на своих полотнах ощущение незыблемости и мощи (серия картин «Сны на Неве»), так и использовать камерный язык для изображения сюжетов лиричного характера (серии картин «Русское», «Памяти отца» и т.д.).

К содержательным нормативам стиля пространственного реализма можно отнести следующие:
изображение сюжетов из современной художнику жизни и исключение фантастических образов;
предпочтение жизненных, естественных и непосредственных мотивов;
требование правдивости изображения;
приоритет реального видения над «идеальным».

К формальным:
ясность композиции;
построение перспективы при помощи фактуры, а также использование воздушной перспективы без применения линейной;
условность рисунка и диффузность формы;
экспрессивная функция фактуры;
стремление к высветленному колориту;
условное использование светотени.

Стиль пространственного реализма сложился естественным путем, ему не предшествовал манифест или концептуальное обоснование. Он не был «подготовлен», но стал результатом, к которому привел долгий и плодотворный творческий путь. Пространственный реализм – это объединяющее название эстетических характеристик, свойственных всем произведениям художника. Пространственный реализм – это не свод правил, но саморегулирующаяся структура, которая предполагает естественное обновление стиля, его открытость новому опыту и потребность к развитию собственной образной системы. Важной особенностью стиля пространственного реализма является то, что, с одной стороны, он нацелен на отражение явлений реальной действительности, а с другой – открыт к эксперименту с формой и средствами достижения экспрессивного характера образа.

Искусствовед Майя Штольц