Сегодня на работу не пошёл, все влюблены, вечером театр, поэтому всю энергию потратил на болтовню. В моем возрасте это уже простительно — вспоминать и рассказывать молодой жене о своей героической молодости. А тут ещё и тема не совсем казарменная, а, даже можно сказать, эстетическая.
Служил я в перестройку. Сначала мы носили форму советскую, а после нас переодели в форму камуфляжную. Если бы вы знали, с какой радостью мы меняли нудное советское «хэ-бэ» и «пэ-ша» на американско-рембовский наряд. Наряд конечно же полевой, для крови, говна и грязи предназначенный, но нам же в нем в белый свет хотелось выйти, чтобы «козырем и гоголем», чтобы все девчонки в нашей мужественности без лишних слов мгновенно убеждались.
А вот нельзя. В увольнение, а тем более на дембель, выходить можно было только в парадной форме. В этой советской, скучной, чистой и выглаженной, самой парадной форме. И только старый прапорщик нам тогда сказал те пророческие слова, которые я вспоминаю до сих пор: «Бойтесь того дня, когда в полевых одеждах будут не стесняться по чистым улицам ходить».
Так и случилось. Мы уже привыкли, что даже милиционеров, представляющих лицо города, можно встретить в полевых одеждах. Мы не то что про аксельбанты, мы забыли про туфли, фуражки, белые рубашки, вычищенные до блеска пуговицы и стрелки на брюках.
Мы забыли, что те редкие мирные дни, которые с таким трудом доставались солдату во все времена мировой истории, должны быть самыми красивыми. Эти дни должны быть настолько блистательно-чистые, чтобы ни одно пятнышко на кителе не напоминало о том тяжелом солдатском труде, который его ждет завтра.
Дьявол пришёл под наши границы в зеленой майке через совершенно зеленого и неслужившего в армии актера. Эта пошлая и обозленная от своей неполноценности местечковая тьма пришла через базарную похабщину развлекательных передач.
Кто же тогда знал, что так незаметно и спокойно всё это будет входить в нашу жизнь, чтобы в конце концов посягнуть на наш мир, красоту и культуру, про которую уже тогда говорил тот старый советский прапорщик.
Дмитрий Кустанович. Зима на петербургской улице, 50х60 см, 2018