Дмитрий Кустанович. Потому что это — естественно

Никогда не верил, что всё на земле просто так. 
Мол, «украинцы требуют к себе внимания, при этом ничего из себя не представляя». 
Я вам скажу больше. Это комфорт. Это их сегодняшняя основная западно-славянская созывательная роль для привлечения мирового внимания к культурологическим и социальным проблемам. Пусть даже через «посмотрите на нас страдающих», пусть даже через «дай». 
А если ещё больше, то таково и наше очередное начало гуманистического пути на Запад, хоть мы этого изначально и не хотели.
Для продолжения разговоров о мировой художественной культуре не достаточно слова «анти».
Такие определения, как антирусская, антиамериканская, антизападная, анти ещё какая культура, не являются поводом для искусствоведческих исследований.
Мировая культура там, где есть культура, будь она хоть в пустыне, в лесу или в Антарктиде.
Мир делится в пользу Востока логически и культорологически. И не потому, что там или там хуже-лучше, а по принципу невозможности.
Деградация демократических принципов в бывших демократических пространствах является основным поводом для этой невозможности.
И наоборот. Востребованность разности и многополярности в традиционно-авторитарных пространствах создают именно те традиции, на которых и строилась мировая художественная культура.
Мы уже не умеем так смело мыслить, как, к примеру, мыслили Пушкин, Белинский или Чернышевский в «несвободной» царской России. Нам даже не хватает свободы Гайдара, Шолохова или Бродского в советской «несвободе». Нам стало не хватать этого тогда, когда эта «несвобода» исчезла. А если говорить научно, мы уже давно пришли в ситуацию невозможности, где Восток является основным пространством в условиях процесса сохранения мирового опыта.
И всё, как мне кажется, к этому подводит, даже не подозревая про это.
А если ещё раз про Украину, то она стремится в «несвободу» по привычке. Такая она. Прислужливо-независимая. Свободы ей, конечно, настоящей и внутренней, тогда всем спокойнее, но и надо признать, что на такой путь очеловечивания Запада Востоком намекнула своим поведением именно она.
А если про Россию, то будущее — за ней. И очень хочется думать, что всё то культурное мировое богатство, которое получила, сохранила и приумножила в своё время Россия, вернётся этому же миру для воспитания в нём человечности.
А если ещё и про Рождество, то оно там, где оно Рождество.
Оно там, где его ждут.
Ещё раз, с Праздником, друзья!
Всё будет хорошо.
Потому что это — естественно.

Дмитрий Кустанович. Святочный вечер. Печоры Псковские

Дмитрий Кустанович. Святочный вечер. Печоры Псковские, 50х70 см, 2013