Эксперимент и традиция в творчестве художника Дмитрия Кустановича

Создатель стиля «пространственный реализм» Дмитрий Кустанович стал подлинным новатором, сделавшим фактуру своим ведущим средством живописи. Фирменный «почерк» художника узнаваем и самобытен, его техника масляной графики находит поклонников по всему миру. В данной статье автор ставит перед собой цель рассмотреть творчество Кустановича в контексте развития русского современного искусства, а также определить, каким образом в творчестве мастера эксперимент (в частности, использование абсолютно новаторских приемов живописи) органично сочетается с традицией.

Если начать с определения термина «современное искусство», то мы будем озадачены определенным противоречием. Под этим термином сегодня негласно принято понимать совокупность новейших форм репрезентации: на ум сразу приходят различные эпатажные акции, хэппенинги, перфомансы и пр. Кажется, что современное искусство окончательно отстранилось от традиционных художественных ценностей. Однако это не совсем так. Дмитрий Кустанович является одним из немногих художников, которые продолжают ориентироваться на вечные художественные принципы в искусстве и стремятся преодолеть тенденцию к разрушению основополагающих ценностей русского искусства.

Современное искусство в целом (в качественных и не очень своих проявлениях), стремится к автономности, замкнутости, оно вытесняет традиционные материалы, активизирует пространство внутри и снаружи себя, выборочно пользуется средствами изобразительности (выбирает для себя ключевые), ему почти всегда свойственно игровое начало. Проанализируем, с какими из этих черт искусство Кустановича вступает в конфликт, а с какими мирно уживается.

Характерная черта современного искусства, которая присутствует и в творчестве Кустановича  –  слияние искусства с жизнью. В пространственном реализме происходит соединение художественного пространства с реальным.

Во многом формула стиля пространственного реализма Кустановича перекликается с формулой Сезанна, он также «лепит цветом», стремясь при этом преодолеть импрессионистическую случайность и насытить работы ощущением незыблемости. Как и многие импрессионисты, художник нередко мыслит сериями, пишет на пленэре, уделяет большое внимание проблеме насыщения пространства воздухом.

Мир художника Дмитрия Кустановича – пространство энергии, которая передается от мастера к зрителю. Это можно считать одной из характерных черт стиля художника. Речь не только о точной передаче состояния природы, но и о передаче настроения (состояния творческого вдохновения) художника. Этот аспект интерактивности представляет особую важность, поскольку современное «актуальное» искусство, несмотря на то, что оно имеет тенденцию рефлексировать на социальные темы,  зачастую бывает слишком «молчаливо», оно как бы закрывается от зрителя, требует не столько эмоциональных усилий, сколько аналитического подхода. Произведения  Кустановича, в первую очередь,  нацелены на активную эмоциональную коммуникацию со зрителем.

Современное искусство сегодня часто политизировано, оно откликается на все актуальные события, но, в итоге, оно в большей степени информирует, чем создает художественный образ. Искусство Кустановича не зависимо от общественно-политических процессов и требований, оно самоцельно и самостоятельно,  являет собой пример так называемого «чистого» искусства.

Объектом внимания в произведениях Кустановича становятся только светлые стороны действительности, а также яркие явления повседневной жизни. Оно превозносит вечные ценности, но не в назидательной манере, не через критику, а через концентрацию на явлениях положительных, добрых, приятных и светлых, на тех сторонах жизни человека, которые связаны с духовным просвещением. Искусство Кустановича – жизнеутверждающее в своей основе, но оно провоцирует реципиента к размышлению.

Современные художники нередко выражают при помощи средств живописи и скульптуры свое психологическое состояние, в то же время для Кустановича искусство  всегда должно оставаться воплощением именно духовного (не психологического). Художник не довольствуется только лишь впечатлением, фиксацией единомоментного состояния, для него не менее важно выразить глубокие, часто - противоречивые мысли, выстроить диалог со зрителем на серьезные и важные темы.

По мнению художника, в искусстве человек осмысляет свою сопричастность миру, начинает ощущать свою связь с Богом, делает попытку стать со-творцом, отсюда – художник всегда должен исходить из той природы, которая создана Богом. Безусловно, искусство не может не отклоняться от природы, но оно обязано сохранять с ней связь.

В отношении содержательной основы искусства Кустанович часто опирается на опыт классической живописи: его пейзажи демонстрируют преемственность от пейзажистов русской школы, в частности, передвижников и художников-академистов конца 19 века. Художник обладает даром раскрытия внутреннего смысла настроения природы. Если для современного искусства связь с классическим осуществляется исключительно посредством цитирования образцов, то творчество Дмитрия Кустановича естественным образом продолжает и развивает традиции русской школы.

В сюжетных работах художник открыто и непредвзято смотрит на окружающую российскую действительность, подмечая в образе этой реальности все ее черты, однако Кустанович бесконечно далек от критического взгляда на реалии жизни, напротив, он всегда находит вдохновение в подобных «несовершенствах» и с надеждой смотрит в будущее. Эта оптимистичная установка обеспечивает художнику любовь  почитателей его творчества.

Излюбленные темы Кустановича – жизнь русской провинции, образ Санкт-Петербурга,  «морская» тема. Удивительной силы достигает его манера, когда художник обращается к жанру морского и городского пейзажа.

Некоторые картины художника будто написаны на одном дыхании, в других, напротив, ощущается долгий поиск, поэтапное развитие образа. Роскошные букеты садовых цветов наполнены ощущением полноты бытия и напоминают фонтан радости. Они написаны импрессионистично, яркими и чистыми красками, которые, смешиваясь в глазу зрителя, заставляют его почувствовать радостное настроение, которым насыщает свои работы художник. Кустанович возрождает декоративность, подчеркивает ее важность для изобразительного искусства. По его мнению, декоративность является обязательным свойством произведения искусства, одной из главных его составляющих, обеспечивающих  эстетическую ценность.

В современном искусстве нередко идея подчиняет себе форму и собственно само искусство, его эстетическая ценность нивелируется. Подчеркнутая антиэстетичность как характерная черта современного искусства категорически не приемлется художником. Его творческая энергия направлена на созерцание и, затем, на аккуратное перенесение полученного опыта в живописи. Искусство не выступает средством,  оно создается, потому что является следствием внутренней необходимости.  Кустанович всегда сохраняет свободу в работе и развитии собственного творческого метода, что сегодня становится большой редкостью. Кустанович не склонен к «спекулятивным», отвлеченным «рассуждениям» в своих работах, напротив, он стремится предельно ясно и лаконично передать свою мысль через художественный образ. Здесь важно сказать и о том, что характерная черта искусства Кустановича – чувство меры, которое ощущается во всех его работах.

Кроме того, в произведениях художника всегда ощущается некая ремесленная составляющая, владение «принципом сделанности» - то, чего практически полностью лишено современное искусство, полностью отдавшееся спонтанному выражению.

Еще одна важная черта Кустановича – его произведения всегда отличает какая-то интимность, камерность. Он не стремится к воспроизведению образа всего мира, но только той его части, которая ему известна и любима им. Все это делает его образы очень правдивыми, в них нет места отвлеченным идеям, которые могут быть истолкованы в вариантах, противоречащих друг другу.

Представляется очень показательным тот факт, что 57-я Венецианская биеннале открылась под названием «Viva Arte Viva», что переводится как «Да здравствует живое искусство!» Стремление вернуться к «живому» искусству в наше время может рассматриваться как симптом усталости от отвлеченного формалистического искусства и желания вновь обрести гармонию.

Искусство Кустановича предлагает альтернативный путь развития современного искусства, доказывая своим творчеством, что традиционные формы репрезентации - живопись, графика все еще живы и способны к развитию.

Кустанович выдвигает собственные принципы нового современного искусства: ориентация на традицию в содержательном плане, эксперимент с формой, включая работу с цветом, фактурой и,  как следствие, пространством и композицией, а также ориентация на перцептивное восприятие. Художественная стратегия Кустановича заключается в создании нового современного русского искусства. Она строится не на введении новаторских черт, но в первую очередь, на стремлении понять и запечатлеть действительный образ современного мира. Искусство Кустановича также активно стремится преодолеть кризис отношений между художником и зрителем, доказывая, что и в современном искусстве сегодня есть место для  глубокой и правдивой истории.

Искусствовед Майя Штольц