Бытовой жанр в творчестве художника Дмитрия Кустановича

Кустанович нашел свое призвание не только в жанре пейзажа, но также в жанре бытовой живописи. Обращаясь к образу типичной русской природы, художник нередко вводит в пейзажи небольшие жанровые сцены, как правило, почти бессюжетные, изображающие не кульминационное, а скорее промежуточное действие. Бытовые мотивы в пейзаже делают его звучание более глубоким, дополняют образный смысл произведений, вносят в него дополнительные аллюзии, символические значения и метафоры. Присутствие человека в пейзаже насыщает образ особым смыслом, природа наполняется отзвуком его мыслей и чувств, становится отражением его настроения.

Рассмотрим некоторые из произведений художника. В работе «Под весенним солнышком вдвоем» наступление весны ощущается не только благодаря изображению тающего под первыми лучами солнца снега, но и благодаря введению бытового мотива – немолодой пары, едущей в повозке, запряженной лошадью. Образ проникнут любовью и теплотой, кажется, что весна в сердцах этих людей может растопить любой лед. Эта удивительная аналогия, найденная художником – вечная весна в сердце – весна на улице, придает образу неповторимое очарование.
В произведении «Зима в Петербурге» небольшие фигурки людей, в том числе играющих и резвящихся детей, оживляют городской пейзаж, насыщают его звуком и энергией.

Несколько иным настроением проникнута работа «Зимние размышления о земном и вечном». Одинокая фигура шагающего по безлюдной улице человека создает меланхолический образ. Колорит можно охарактеризовать как сдержанный, монохромный, он как бы символизирует сосредоточенность человека на своих мыслях. В то же время, образ нельзя назвать трагичным, поскольку поступь человека говорит о том, что он идет достаточно медленно, значит, он спокоен, но находится в состоянии серьезного размышления. В его образе нет нервозности, суетливости, отчаяния, которые можно ожидать увидеть в подобном сюжете, напротив, он сдержан и тих. Человек временно «ушел в себя», чтобы подумать о вечном, поэтому и окружающий мир стал несколько тусклым, яркие цвета исчезли. Зима – это время задумчивости, общения с самим собой - говорит этим образом художник своему зрителю.

В произведении «Пасхальное солнышко» снова ключевым становится мотив дороги: в великий Праздник – День Светлой Пасхи люди направляются в храм. Мерный ход людей в церковь становится символом их пути к Богу. Солнечный свет, озаряющий все пространство вокруг, символизирует светлое праздничное настроение всех прихожан. Мотив дороги к храму присутствует и в произведении «Летний день в Райволе», а также многих других произведениях художника.

Галерея произведений Кустановича все время пополняется новыми образами.

В 2017 году ее дополнили произведения, оригинальные по стилю и исполнению. В картинах «Почта в карельском поселке» и «Дворик в карельской деревне» художник работает с локальным колоритом. Контрастное и графичное сопоставление белоснежного снега с яркими пятнами домов создает интересный эффект. Безмолвие природы, ощущение абсолютного покоя достигается за счет графических средств – работы линии и локальным пятном, строгости и лаконичности композиционного решения.

Лаконизм первого плана интересно сочетается с более нюансированной живописью дальнего. Ближний план как бы очерчивает границы «дома», места пребывания человека, его мира, где все для него ясно и знакомо, в то время как дальний план, представленный в обоих произведениях через образ леса, символизирует мир «за пределами». Эти произведения очень современны и оригинальны по форме: исчезает сложность цветовых градаций и переходов, передача глубины пространства осуществляется здесь при помощи цвета, наряду с живописными используются графические средства. Пустыня белого снега и будто «опрокинутый» ближний план делает эти образы таинственными, заставляющими вглядываться в себя.

Бытовой жанр в творчестве художника тесно переплетен с жанром пейзажа, но, в то же время, составляет важную часть образной системы художника. Рассмотрение жанровых сцен в живописи Кустановича позволило лучше понять мировоззрение художника, ведь бытовой жанр неизменно связан с повседневной жизнью, а значит, позволяет заглянуть в камерное пространство мастера, открывает путь к самому личному.

Искусствовед Майя Штольц