Пространственный реализм Дмитрия Кустановича: особенности композиции

Пространственный реализм – это авторский стиль живописи Дмитрия Кустановича, в котором изображаемое в пределах одной плоскости и в рамках реалистического метода пространство за счет выразительных средств живописи приобретает эффект трехмерности и динамичности.

Статьи «Пространственный реализм Д.Кустановича: особенности перспективы» и «Пространственный реализм Д.Кустановича: особенности цвета» были посвящены изучению каждого из упомянутых средств художественной выразительности в контексте их использования в рамках развития программы авторского стиля Дмитрия Кустановича.

В данной статье мы рассмотрим особенности композиции в пространственном реализме Кустановича.

Что такое композиция? Композиция – это пространственное построение, структура пространства. Закономерно, что это средство имеет огромное значение в произведениях в стиле пространственного реализма Дмитрия Кустановича.

Композиция тесно связана с другими средствами выразительности, так как средством соединения различных ее частей могут служить форма, цвет, фактура, размер и т.д. Композиция в пространственном реализме – это гибкая и одновременно устойчивая структура художественного пространства, формируемая за счет элементов, связанных единством смысла.

Рассмотрим особенности построения пространства в произведениях художника с целью выявить основные авторские композиционные приемы и исследовать их влияние на образ.

Композиция нередко строится художником при помощи цвета, а именно, одним из приемов является группировка пятен одного тона или утрированная тоновая структура, позволяющая сконцентрировать внимание на главном (самым ярким примером в первом случае будет картина «Синички», а также многочисленные цветочные композиции художника, во втором – картина «Рыжий питерский кот»).

Картина Дмитрия Кустановича - Рыжий питерский кот

Картина Дмитрия Кустановича "Рыжий питерский кот",  800x600 мм, холст, масло, 2010г.

Художник сформировал собственный репертуар композиционных схем, которые делают его произведения узнаваемыми. Так, Кустанович нередко прибегает к композиционной схеме, в которой пространство приобретает своеобразный «скелет»: в произведениях «Дерево под лучами весеннего солнца», «Дерево в октябре ранним утром», «Синички», «Два рыжих кота и синички», «Цветущее дерево» композиция построена таким образом, что центральный образ будто «стягивает» и «собирает» пространство картины.

Картина Дмитрия Кустановича - Синички

Картина Дмитрия Кустановича "Синички",  900x700 мм, холст, масло, 2016г.

Кустанович также часто обращается к изображению объектов сверхкрупным планом (цветочные композиции «Букет сирени», «Краски лета») так, что зритель буквально погружается в отдельный мир, и вот уже цветы сирени преобразуются в какие-то сияющие драгоценные камни, а первоначальный изобразительный мотив трансформируется в непредсказуемый образ в сознании зрителя. Крупный план при изображении цветочных композиций также позволяет передать витальную силу растений: создается впечатление, что цветы распускаются прямо на глазах. Таким образом, благодаря композиции время как бы убыстряется, и мы можем наблюдать действие, которое в реальной действительности недоступно для человеческого глаза.

Картина Дмитрия Кустановича - Краски лета

Картина Дмитрия Кустановича "Краски лета",  1000x1000 мм, холст, масло, 2015г.

Художник нередко рассматривает композицию как «конструкцию», т.е. распределение частей на плоскости. В таких произведениях, как «Женщина, вино и фрукты», «Кот на кухне» структурирующим элементом композиции выступает геометрическая фигура (крестообразная форма в первой работе и перевернутый вершиной вниз треугольник во второй).

Картина Дмитрия Кустановича - Кот на кухне

Картина Дмитрия Кустановича "Кот на кухне",  700x800 мм, холст, масло, 2015г.

В таких произведениях, как «Вороны над зимними крышами» и «В небе над Благовещенской церковью», структурообразующим элементом выступает объемная геометрическая фигура, развернутая в пространстве. Движение птиц создает необходимые ориентиры для глаз, формирует пространственное построение и позволяет легче воспринять образ. Подобный прием можно также видеть в картине «Монастырские ступени», где диагонали лестницы и стены условно образуют на плоскости картины острый угол. Полукруглая (смягченная) силовая линия картины присутствует в работе «Минский дворик» из серии «Памяти отца».

Картина Дмитрия Кустановича - Минский дворик

Картина Дмитрия Кустановича "Минский дворик",  500x700 мм, холст, масло, 2016г.

Центральная композиция характерна для работ из серии «Бабочки». Многие из произведений этого цикла имеют ярко выраженный центр, вокруг которого концентрируется полет бабочек, благодаря чему создается эффект «вспышки цвета». Нередко центральная композиция строится за счет выделения композиционного центра на пересечении конструктивных связей, а также, за счет цвета («Деревенский кот»). Центральный тип композиции также использован в таких произведениях, как «Апрельским днем в Оште», «Трактор», «Весенний мотоцикл и лестница в небо», «Дачная дорожка весной», «В поле», «Зимняя прогулка», «Рыжий питерский кот», «Весенние сумерки», «Последняя дорога», «Мойка зимой» и других.

Картина Дмитрия Кустановича - Мойка зимой

Картина Дмитрия Кустановича "Мойка зимой",  900x600 мм, холст, масло, 2009г.

Симметричная композиция характерна для некоторых пейзажей художника, где горизонталь неба уравновешивается горизонталью земли (например, этюд «Облако после дождя», «Июльское поле», «Севастополь», «Вечер на реке Свирь», «По волнам моей памяти»).

Картина Дмитрия Кустановича - Вечер на реке Свирь

Картина Дмитрия Кустановича "Вечер на реке Свирь",  600x700 мм, холст, масло, 2009г.

Ассиметричная композиция используется в произведении «Провинциальная весна», а также в некоторых картинах из серии «Сны на Неве», где она призвана усилить эффект монументальности кораблей и их величественного движения. Создается ощущение тектоничности, строгого порядка и ясной закономерности. Эти произведения Дмитрия Кустановича отличаются репрезентативностью и торжественным характером, но также несут в себе черты искренних переживаний и чувств. Ассиметричная композиция используется также в таких работах, как «Собачка», «Утренний свет», «Весна на окраине», где она служит способом выделения главного и акцентирования внимания на ключевом образе или мотиве.

Картина Дмитрия Кустановича - Утренний свет
Картина Дмитрия Кустановича "Утренний свет",  800x500 мм, холст, масло, 2006г.

Художник также часто пользуется диагональной композицией. В таких произведениях, как «Котенок на снегу», «Белый медведь», в деревенских зимних этюдах и лесных пейзажах основной композиционной осью становится именно диагональ, она привносит в образ динамику и ощущение естественного движения, а также позволяет выразительно противопоставить ближний план дальнему.

В случае использования диагональной композиции художник использует достаточно сдержанный колорит, чтобы образ не казался перегруженным. И наоборот, если композиция оказывается скорее статичной, цветовая схема может быть достаточно яркой («Девушка в пространстве Малевича», «Севастополь»). Диагональная композиция характерна для многих пейзажей Кустановича. Как правило, диагональной осью в них становится дорога, уходящая вдаль. В таких произведениях, как «Тихая пристань», «Рыбацкие лодки. Оттепель» и многих других, диагональ становится ключевой линией, направляющей взгляд зрителя.

Картина Дмитрия Кустановича - Рыбацкие лодки. Оттепель

Картина Дмитрия Кустановича Рыбацкие лодки. Оттепель,  1000x900 мм, холст, масло, 2016г.

Выделяют также замкнутую и открытую формы композиции. Примечательно, что почти все работы художника можно отнести к «открытому» типу. Изображение в произведениях Кустановича ограничено рамками холста лишь формально, оно всегда стремится выйти за пределы самого себя. Это достигается, в том числе, за счет композиционного построения, которое создает иллюзию безграничного пространства. Такая композиция помогает создать образ мира, находящегося в постоянном движении, трансформации и развитии, образ, который не стремится к завершенности, но существует в вечной динамике. Это тот тип целостности, в котором части отделены друг от друга, но при этом не теряют связи с общим мотивом. Главный композиционный мотив подчиняет себе все изображаемые элементы. Это целостность движения. Особенно четко это прослеживается в городских пейзажах (например, серии  ), где поток уводит взгляд вглубь и любой взятый отдельно фрагмент потеряет смысл. Каждая картина Кустановича обладает глубиной, но эта глубина достигается не за счет расчленения пространства на слои, но за счет обеспечения единообразного движения, уходящего внутрь.

Организуя поле картины, художник стремится к тому, чтобы части композиции дополняли друг друга и, соединяясь, создавали гармоничное целое. Художник заботится об обеспечении слаженности частей композиции и сохранении целостности поля. Кустанович также часто строит композицию таким образом, чтобы соблюдалась определенная иерархия элементов, и был точно определен смысловой центр, к которому бы постоянно возвращался взгляд зрителя. Благодаря четкому выявлению композиционного узла, в произведениях художника всегда беспрепятственно прочитывается основной смысл образа.

Безусловно, в произведениях Кустановича композиция – это не только организация внутренней структуры произведения, это также обращение к контекстам вне явленного образа, к его внешним связям. Исходя из мысли о том, что каждый период в истории искусства имеет свой художественный контекст, можно заявить, что пространственный реализм Кустановича выявляет особенности современного художественного восприятия – быстрого, динамичного, фрагментарного, калейдоскопичного. Художник фактически пересматривает классическую концепцию картины – окна в другую реальность, так как композиция в его произведениях организует не только внутреннее поле, но и активно задействует внешние связи.

Произведения художника по структуре своего пространства производят впечатление импровизаций, и в этом чувствуется глубокое понимание художником особого духа времени. Однако его произведениям также присущи характеристики созерцательности и романтичности. Если «импровизированность» – это то, что отражает дух современного периода, то созерцательность – это то, что свойственно самому художнику. Именно к такому способу восприятия он призывает зрителя и так «смотрит» сам. Можно сказать, что художник долго и неторопливо изучает и исследует реальность, а затем стремительно воссоздает ее на полотне. Парадоксальное сочетание этих противоположных свойств отличает работы художника и обнаруживает их своеобразие и уникальность.

Работая над композиционным построением картины, Кустанович стремится к простоте, ясности и гармонии. Основной целью для художника всегда является достижение композиционного равновесия. Именно поэтому композиционное решение картин создает образ, который выглядит как единственно возможная реализация выбранной темы.

Рассматривая любое произведение искусства важно понимать, что сам по себе сюжет или мотив (пейзажный, натюрмортный или любой другой) лишен смысла, его создает именно художник. Сюжет или мотив заключает в себе возможность разных образов, разных художественных толкований, но обнаружить их может только художественно одаренный человек.

Генеральный директор Галереи Кустановича Татьяна Кустанович-Широкая
Искусствовед Майя Штольц